среда, 1 апреля 2009 г.
Кризис стал вызывать у россиян болезни
В столичных клиниках творится что-то невообразимое. В одних — такие очереди, что приемы расписаны на месяц вперед, а в других — полнейшая тишина. У кого-то вал пациентов, у кого-то — ни души. Вряд ли медики и предположить могли, что кризис преподнесет такие сюрпризы. Какие болячки обострились у москвичей в кризис, а на какие недуги они теперь внимания не обращают, выяснил “МК”.
— Скажу вам откровенно, что решила всех врачей обойти в ближайшее время, — говорит ожидающая приема в ведомственной поликлинике Лариса Иванова. — Хотя до этого не была у них лет пять. Просто на работе очень нестабильно стало. Так что лучше пока использую страховку по полной.
В столичном Департаменте здравоохранения подтверждают: в клиниках, с которыми предприятия заключили договоры добровольного страхования, сегодня аншлаг. Но количество таких медучреждений падает. Действие старых соглашений заканчивается, а перезаключать их работодатели не спешат из экономии.
— По нашим прогнозам, объем добровольного медицинского страхования в России в ближайшем будущем сократится на 20—40%, — говорит секретарь Первой общероссийской ассоциации врачей частной практики Алексей Самошкин. — Однако в клиниках, где ставку изначально делали на частных, а не корпоративных клиентов, дела уже сейчас идут неважно. Россияне сегодня в большей мере обеспокоены проблемами заработка, и заботы о собственном здоровье уходят на второй план.
Особенно мало посетителей теперь в специализированных медучреждениях, где работают врачи одного профиля. И в первую очередь это касается эндокринологических, сомнологических, центров аллергологии или иммунологии. Но больше всех, пожалуй, пострадали пластические хирурги. Количество их пациентов сократилось настолько резко, что многие клиники закрылись, а оставшиеся дышат на ладан.
Любопытно, что вырос поток пациентов у гастроэнтерологов — у людей на нервной почве обострились язвы и гастриты. Больше стало клиентов и у гомеопатов — лечиться травками вроде как выгоднее, чем таблетками. Москвичи также сами стараются делать отвары и настои, затариваются медом, который считается панацеей чуть ли не от всех хворей. Если дело пойдет так и дальше, по прогнозам медиков, в этом году стоит ожидать резкого всплеска опасных и хронических заболеваний.
А вот кто уж точно не по зубам кризису — это стоматологи. Спрос на услуги дантистов не падает.
— Многие москвичи убеждены, что в кризис если и вкладывать куда деньги, так это в свое здоровье, которое начинается с зубов, об этом знает каждый школьник, — говорит главврач ЦНИИ стоматологии Галина Кузьмина. — Поэтому у нас количество пациентов практически не изменилось. Оно сократилось в этом году всего на 10%, но это сезонное явление и связано с прошедшими праздничными днями 23 февраля и 8 Марта. Впрочем, не исключено, что дела у нас неплохо обстоят, поскольку мы госучреждение. Что касается коммерческих стоматологических клиник, у меня есть информация, что их количество в Москве сократилось на 30%. Но я думаю, что это не из-за уменьшения потока пациентов, а из-за финансовых проблем самой клиники.
Еще есть такое понятие, как эффект отсроченного спроса. Сегодня человек не пошел лечить кариес, а через два месяца прибежит к доктору с пульпитом. И в этом случае лечение обойдется намного дороже.
Кстати, в США дантисты нынче вообще процветают. Профицит профессии зубных врачей вырос на 17%. Это больше, чем в любой отрасли промышленности США. Людей гонит к зубным врачам нервное питание. Попав в беду, они начинают злоупотреблять сладостями, особенно дешевыми леденцами. Сахар успокаивающе действует на нервы. А многие американские пациенты хотят в полной мере использовать свои страховки, пока их не уволят.
Но если стремление широко улыбаться вызывает одобрение, то желание стерилизовать себя, чтобы не зачать детей в кризис, даже пугает. Между тем в США количество операций по вазэктомии (перевязывание семенных канатиков, несущих сперматозоиды от яичек) значительно выросло с ноября прошлого года. С тех пор клиника Кливленда, к примеру, делает на 50% больше вазэктомий, чем до кризиса. По словам докторов, пациенты просили стерилизовать их, потому что их увольняли или грозили уволить или им становилось не по карману оплачивать страховки. Некоторые из них говорили, что не хотят воспитывать детей в условиях неуверенности в будущем или просто не могут себе позволить второго или третьего ребенка.
— Слава богу, в Москве такой тенденции не наблюдается, — говорит сотрудник НИИ урологии Искандер Абдулин. — Подобных операций больше не стало. Но их количество также и не уменьшилось, даже несмотря на высокую стоимость процедуры (около 20 тысяч рублей).